Просмотров: 65371

Когда позволить ребенку быть самостоятельным

Закрыть ... [X]

Форум родителей:

Я сам!

Наступает момент, когда ребенок серьезно произносит Я сам! Это приводит родителей в восторг. Пока дело не доходит до требований трехлетнего члена семьи самостоятельно починить компьютер папиным паяльником.

Стремление к самостоятельности у малыша проявляется уже к полутора годам. Ребенок хочет поскорее избавиться от опеки взрослых, на все когда просьбы он говорит:

Нет, делает все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать за него то, что он уже умеет. В раннем детстве ребенок не отделяет себя от окружающих его людей, предметов; отношение малыша к себе заимствовано у взрослых. Он обращается к себе в третьем лице, например, девочка двух лет говорит родителям:

Мы возьмем меня к бабушке! или Дайте Тане куклу!

С усовершенствованием предметной деятельности и развитием речи усложняются взаимоотношения со взрослыми. Ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него. С конца второго года ребенок начинает знакомиться с собой. В этом ему активно помогают взрослые, объясняя, что изображение в зеркале — это он, а не другой малыш. Малыш начинает внимательно рассматривать себя в зеркале, изучать, придавать большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а не просто служит средством общения со взрослыми. Прочное место в лексиконе ребенка занимает слово я, а после двух лет — знаменитое: Я сам!

На втором году жизни при правильном воспитании попытки самостоятельности ребенка могут быть направлены в разумное русло: вы можете научить малыша самостоятельно одеваться и раздеваться при вашей ненавязчивой помощи, мыть руки перед едой. Он может уже подолгу сам играть, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут.

К трем годам ребенок уже говорит: Я, знает свое имя и начинает запоминать свою фамилию. Он узнает себя на фотографиях, понемногу получает понятие о времени.

Дома ребенок хочет иметь обязанности, и нет никаких причин отказывать ему. Я сделаю это сам, — говорит малыш. Он сам раздевается, а немного позже научится и одеваться. Он старается с большим или меньшим успехом завязать шнурки на ботинках. Самое время попросить малыша чистить себе зубы самому, хотя бы вечером.

В полтора года ребенок уже ходит. Он может перемещаться сам и старается удалиться от родителей. Его обращение с предметами отличается ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить. Малыш хочет все потрогать, чтобы все знать. Он начинает говорить и все чаще выражает свои пожелания. Таким образом, с полутора до 3-х лет его личность прочно утверждается. Но малыш все время разрывается между желанием быть самостоятельным и чувством зависимости от родителей. Ему одновременно хочется уйти из-под их контроля и получить поддержку от их присутствия. Этот период для ребенка полон волнений. Открытия, которые он делает, становятся для него эмоциональным шоком. Находясь во власти противоречивых порывов, малыш может стать беспокойным, нервным и приобрести привычку к противостоянию, не лишенному агрессивности. Это очень похоже на трудности подросткового периода: ребенок будет готов броситься завоевывать мир, захочет освободиться от авторитета родителей, но должен признавать, что они все-таки необходимы. Этот внутренний конфликт иногда выражается очень бурно. Подготовьтесь к этому трудному периоду.

Ребенок узнал слово нет в годовалом возрасте, и на втором и третьем годах жизни оно становится в его лексиконе основным. Чтобы утвердить себя, малыш должен противоречить вам. Иногда он начинает отвечать нет на все вопросы и все предложения.

Такое отношение не всегда легко выносить, так как оно может проявляться почти во всех областях повседневной жизни: играх, одевании, но, главное, во всем, что касается сна и еды.

Вы говорите ребенку: Мы идем гулять. Вы спрашиваете его: Хочешь поиграть с куклой? Вы зовете малыша: Пошли обедать. А он на все отвечает: Нет. Хотя ему ужасно хочется сказать да. Заранее говоря нет, ребенок оставляет себе время принять решение, подумать, прежде чем сделать выбор. Это отношение — вечные отказы — не должно восприниматься родителями как поражение, наоборот, оно подтверждает, что ребенок понемногу строит свою личность, становится индивидуальностью в полном смысле слова и, значит, отделяется от матери.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СО ЗНАКОМ МИНУС

Ваш ребенок говорит нет на все, что ему предлагают, не хочет засыпать, не хочет есть вместе с отцом, не хочет ходить в ясли, у него бывают приступы ярости, он бьет ногой кошку, кусает сестру. и вы не знаете, что делать. Чудодейственного средства, чтобы избежать этих состоянии, не существует, так как эти проявления свойственны данной стадии развития ребенка. Поэтому необходимо дать малышу возможность отреагировать, в то же время стараясь ввести это в какие-то рамки.

Ребенок чувствует себя все более самостоятельным, но он разрывается между желаниями быть с родителями и| избежать их контроля. Он не может сам разрешить противоречия, которые терзают его. Малышу необходимо, чтобы его понимали. Когда ребенок становится капризным и упрямым, попробуйте поспорить с ни|м. Не думайте, что он слишком мал, чтобы понять то, о чем вы его просите.

Говорите просто. Ребенок не может сформулировать мотивы своего недовольства сам, но, если вы возьмете на себя труд назвать трудности, которые он испытывает и которыми, возможно, объясняется его агрессивность, малыш будет в состоянии вам ответить, и ему будет легче. Так или иначе, конфликты существуют. Не нужно (более того, опасно!) отвечать на грубость ребенка грубостью. Но так же вредно пустить все на самотек и плыть по течению под предлогом избегать конфликтов. Ребенок должен знать, что всему есть предел. Слишком большая свобода пугает его, так как она оставляет малыша в полном- одиночестве перед выбором: что же делать! Это толкает ребенка на то, чтобы спровоцировать запреты путем недозволенных действий, которые к тому же могут подвергнуть малыша опасности.

Сцена, знакомая многим родителям: ребенок начинает кричать, потом дрожит, бросает игрушки вам в лицо, катается по земле, старается вас ударить. Малыш обнаружил, что он самостоятелен, но не может еще сделать сам то, что он хочет. Чтобы получить желаемое, он испытывает ваши слабые места, старается понять, до чего можно доходить, проверяет вашу реакцию.

Лучше локализовать эту неприятность, так как, если ее проигнорировать, она может выражаться реакциями противодействия, которые будет труднее распознать и вылечить: например, длительными расстройствами сна или трудностями в школе. Постарайтесь развлечь ребенка, терпеливо урезонить, объяснить причины его злости и сказать, что вы поняли, почему он расстроился. Если, несмотря на все усилия, ничего не получается, остается только переждать бурю, противопоставив эмоциям малыша свое спокойствие и все благоразумие, на которое вы способны.

Полезное:

Развитие самостоятельности у детей

То, чего родители ждали с таким нетерпением, теперь почему-то втайне их даже огорчает: у малыша вдруг появились стремление к независимости и собственная воля.
Жить с двухгодовалым малышом непросто. Ребенок начинает восставать против установленных родителями порядков.
Его стремление к независимости резко возрастает, он отваживается самостоятельно вторгаться в незнакомый ему мир, готов все потрогать, все перепробовать. И проявляет при этом тем большую смелость, чем больше он обрел на первом году жизни чувства безопасности и глубокого доверия к родителям.

Однако эта готовность действовать может быстро пройти, если родители не будут поддерживать его «свободоустремлений».

Искусство воспитания состоит в том, чтобы отыскать правильную пропорцию отношения: дать ребенку чувство защищенности и вместе с тем позволить ему становиться самостоятельным.
Стремясь к независимости, ребенок в то же время не хочет отдаляться от мамы с папой. В его поведении в этот период много противоречий. С одной стороны, дети в возрасте от одного до трех лет буквально рвутся в бой, стремятся делать все самостоятельно, а с другой — все еще цепляются за мамину юбку.
Обязательно наблюдайте за поведением ребенка. Обычно подаваемые им сигналы очевидны. Если вы берете ребенка на руки, а он бурно противится этому, значит, ему хочется чего-то другого.

Некоторые правила, знание и соблюдение которых снимает многие проблемы

  • Отпустите малыша на волю. Когда малыш пошел ножками, ему хочется уйти. Отбежать, повернуться, улыбнуться, побежать дальше — все это, как ничто другое, свидетельствует о его стремлении проявить самостоятельность. Ребенок хочет узнать самого себя, свое «я», поэтому не надо неусыпно следить за каждым его шагом. От синяка или маленькой шишки вреда меньше, чем от постоянного контроля.
  • Не ограничивайте любопытного. На втором году жизни ребенок хочет со всем ознакомиться, причем самостоятельно. Нажимает каждую кнопку, открывает каждую дверь, выдвигает ящички. Вместо того чтобы все запрещать. лучше сделать недоступным для малыша то, что ему трогать запрещено. Если он каждый раз будет слышать только слово «нельзя», то, во-первых, он станет пропускать ваши призывы мимо ушей, а во-вторых, все больше будет подавляться его инициатива.
  • Требования должны быть понятны. При всем стремлении ребенка быть самостоятельным. он еще слишком мал для этого, поэтому нужны разумные и понятные ему ограничения и запреты. И вера в то, что родители все делают правильно. Ничто так не разрушает доверия, как постоянно меняющиеся правила. Если же ребенок вытворяет все что ему угодно, то это уже не самостоятельность, а распущенность.
  • Помогайте там, где нужна помощь. Ребенок не становится самостоятельным вдруг. Развитие его происходит постепенно, довольно длительное время. Сначала родители показывают ребенку, как пользоваться зубной щеткой, потом выдавливают зубную пасту на его щетку, потом держат щетку, пока ребенок сам сдавливает тюбик, и, наконец, ребенок чистит зубы самостоятельно.

У каждого ребенка свой темп развития. Если бы родители жили на необитаемом острове, то у них, наверное, не было бы никаких проблем. Они, конечно, спокойно ждали бы, пока малыш научится обходиться без подгузников. не просыпаться ночью или пользоваться вилкой. Но зачастую родители слишком многого требуют от своего ребенка или недооценивают его способности.

Что следует знать родителям?

К двум годам пора прекратить кормление с ложечки. Ребенок в этом возрасте нуждается в близости родителей, чтобы чувствовать себя защищенным, но он больше не хочет, чтобы его кормили из ложечки, хочет есть и пить самостоятельно. Если же родители продолжают кормить его, потому что, например, боятся, что он все вокруг перепачкает, то и возникает противоборство из-за еды, которое может длиться годами. Не надо слишком рано приучать ребенка к горшку. Многие родители начинают этим заниматься, когда ребенок до этого еще не созрел. Понятно, что надоели бесконечная стирка, смена подгузников, но тем самым родители еще больше отдаляют то время, когда малыш сможет обходиться без подгузников. Приучение к горшку вообще имеет смысл только в том случае, если ребенок научился контролировать сфинктер. Обычно это происходит примерно к концу второго года жизни, когда ребенок сам начинает проситься в туалет. У девочек это обычно происходит чуть раньше, они быстрее мальчиков приучаются к опрятности. К четырем годам большинство детей уже обходятся без подгузников.

Продолжительный ночной сон. На втором году жизни потребность в сне у детей заметно уменьшается, многие малыши спят меньше и днем. Чем несамостоятельнее ребенок, тем дольше приходится ждать того времени, когда он не будет просыпаться посреди ночи. Если днем его постоянно окружают чрезмерной заботой, ни на минуту не оставляют одного, он и ночью не захочет оставаться без общества. Ходить, бегать, ездить. Если ребенок уже умеет хорошо ходить и бегать, он может осваивать езду на трехколесном велосипеде. Тем не менее потребуется еще какое-то время, прежде чем ребенок полностью освоит новое средство передвижения. Для этого нужна способность ориентироваться, которая у двухгодовалого ребенка обычно еще не выработалась. Когда он жмет на педали, то забывает о руле и налетает на что-либо или падает. Надо не оставлять его без присмотра и по возможности снабдить шлемом. К концу третьего года жизни малыш уже становится достаточно ловким, чтобы одновременно нажимать на педали и рулить.

Как научить ребенка играть самостоятельно?

В полтора-два года ребенок уже может иногда поиграть один. И не бросайтесь к нему, как только он начинает хныкать. Когда он находится с другими детьми, например на игровой площадке, то в состоянии обходиться без матери или отца более длительное время. Пусть мама сидит на скамейке и присматривает, а не бегает за ним по пятам. Именно потому, что мама недалеко, ребенок ведет себя более смело.

На третьем году жизни возрастает интерес к обществу других детей, но пока что они играют скорее всего не вместе, а рядом друг с другом. В два года ребенок не соглашается отдавать другому свою любимую игрушку, в три года дети уже могут довольно хорошо играть вместе и даже иногда обмениваться игрушками. Кстати, слишком много игрушек очень мешает, так как малыш перескакивает от одной игры к другой. Познание собственной личности. Обычно к середине или концу третьего года жизни ребенок, говоря о себе, начинает употреблять местоимение «я», а не только свое имя. Это — громадный шаг вперед в его развитии.

Ребенок выработал представление когда позволить ребенку быть самостоятельным о самом себе, способен отделить себя от других. Он преодолел языковую путаницу, ведь когда взрослые говорят о себе, то употребляют слово «я», а обращаясь к ребенку, говорят «ты» или называют его по имени. Поэтому для ребенка было бы логично говорить о себе «ты» — так же, как он употребляет свое имя.

Параллельно происходит также развитие интеллекта, если родители поддерживают стремление ребенка к самостоятельности. Вместо того чтобы всегда делать только то, чего хотят от него другие, ребенок будет сам решать, чего он хочет. И со временем он придет к тому, что вы пытаетесь сейчас в нем воспитать: «Я сам в ответе за свои поступки».

Ребенок становится самостоятельным

Казалось бы, уже закончился самый сложный период с момента рождения малыша. Однако это далеко не так! Именно с годовалого возраста начинает формироваться мужская и женская психология. Теперь развитие малышей значительно отличаются в зависимости от пола. В этот период в сознание ребенка необходимо заложить правильную модель поведения двух взрослых людей. И именно полноценная семья может продемонстрировать данную модель для дальнейшего развития ребенка. Ведь дети растут, подражая взрослым, и никто другой как родители, не может повлиять на их воспитание. У мальчиков в этот период жизни доминирует развитие абстрактного мышления, а у девочек – социального. И в момент воспитания нельзя забывать об этом.

После первого года жизни малышу необходимо развивать моторику рук. Ребенка нужно привлекать к лепке, рисованию, увлекать его игрой с конструкторами, пирамидками и матрешками. Сначала вряд ли у него что-нибудь получится, однако взрослому следует объяснить и помочь ребенку. Таким образом, начинает развиваться и интеллект малыша.

Особое внимание в этот период необходимо уделить чтению книжек. Ребенку нужно чаще читать вслух и показывать различные картинки. Конечно же, выбирать нужно книгу согласно возрасту ребенка. Картинки в книжке должны быть яркие и понятные. Времени чтению необходимо уделять столько, чтобы ребенка не переутомлять.

Ребенка следует начинать приучать к горшку. Обычно в полтора-два годика он уже научится проситься на горшок, однако бывают и такие случаи, когда еще до 3-4 лет могут произойти различные казусные ситуации. Если неприятность все-таки произошла, то не стоит ругать малыша. Если ребенок не хочет садиться на горшок, то и заставлять его делать это нет необходимости. Привычка к горшку у ребенка должна выработаться постепенно. Для начала нужно наблюдать за его поведением, и только потом осторожно и мягко начинать его приучать.

С возрастом ребенок все больше и больше увлекается общением со своими погодками. И уже после двух лет он сможет вступить в полноценную социальную коммуникацию. С двухлетнего возраста необходимо научить ребенка тщательно следить за своей внешностью. Следует научить его складывать и убирать свои вещи и игрушки и даже заправлять кроватку. С помощью игры можно легко показать малышу, как нужно правильно накрывать на стол, как нужно убирать со стола чашки и тарелки. Малыш должен также научиться убирать на место свою обувь, застегивать и расстегивать молнии и пуговицы.

Малыш уже должен сам уметь чистить зубки и умываться. Купите для него специальную детскую зубную щетку и приятную на вкус зубную пасту. Будьте уверены, что ему понравится чистить зубы. Главное теперь научить его держать зубную щетку и пользоваться пастой.

Пусть ребенок все делает самостоятельно. Не отнимайте у него возможность сделать что-нибудь самому, особенно, если он сам проявляет инициативу. Даже если вы располагаете малым количеством времени, позвольте ребенку одеться самому, даже если у него это еще не очень хорошо получается. Главное – набраться терпения и подождать. И вы увидите, что у него все получится. Чтобы у ребенка быстрее получалось справиться со всем этим, покупайте ему легкие в использовании одежду и обувь с наименьшим количеством застежек.

К трем годам можно заметить, что перед вами сформировалась уже индивидуальная личность. Ребенок понемногу начинает осознавать свою самостоятельность и проявляет свой характер. В этом случае, необходимо направить развитие ребенка в нужное русло, терпеливо объяснять ему каждую деталь поведения и правильно управлять его поступками. Трудно постоянно следовать правилам воспитания ребенка, учитывая все нюансы психологии. Каждому свойственно ошибаться, но ошибки со стороны родителей не прощаются, когда ребенок начинает свою самостоятельную и взрослую жизнь. Каждое ваше невежество будет отражаться на характере ребенка.

Вы должны стать примером для подражания, ведь именно вы – зеркало ребенка. Он вырастит точной копией вас, вашим отражением. Если вам не под силу стать примером для ребенка, тогда в семейном детском центре KIDS GALAXY смогут воспитать ответственного, умного и хорошего ребенка. Наши преподаватели не смогут заменить малышу родителей, но им под силу вырастить индивидуальную и приятную личность!

Запись по тел. +7 495 960 00 44, 916 387 30 00

  • Марафон скидок! Кто приобретает абонемент на занятия до 20 сентября ПОЛУЧАЕТ СКИДКУ В 15%! Подробнее.
  • Дорогие друзья, мамы и папы, бабушки и дедушки! В клубе Kids Galaxy идет набор в группы. дошкольная подготовка, творчество, детский фитнес для малышей, комплексное развитие малышей, актерское мастерство, хореография и вокал. Клуб находится в центре Москвы у метро Курская. Спешите и приводите друзей!
  • Проведение праздников! Театральная студия! Развитие интеллекта! Фитнес-интеллект для малышей!

Студия звукозаписи для детей и взрослых! Профессиональная звукозаписывающая аппаратура, помощь специалистов. Подробнее

Наши воспитанники и их друзья, а также все прекрасные родители получат возможность провести незабываемое празднование дня рождения Вашего ребенка в одном из самых красивых и креативных детских центров Москвы!

Незабываемый, яркий и креативный, отчетный концерт в детском клубе KIDS GALAXY! Посмотрите, как у нас весело и празднично! Видео ролики!

Источники: http://www.kid.ru/pregnancy/index608.php3, http://mamochki-detishki.ru/samostoyatelnost-rebenka/, http://kidsgalaxyclub.ru/text/independent_child

Комментариев пока нет!
Источник: http://vospityvaem-detej.ru/samostojatelnyj-rebenok/kogda-rebenok-stanovitsja-samostojatelnym.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Классный час: как позволить ребёнку быть самостоятельным Укрепить десна в домашних условиях

Когда позволить ребенку быть самостоятельным Когда позволить ребенку быть самостоятельным Когда позволить ребенку быть самостоятельным Когда позволить ребенку быть самостоятельным Когда позволить ребенку быть самостоятельным Когда позволить ребенку быть самостоятельным

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ